Организация участия родителей учащихся в процессе пропедевтики детской проектной деятельности

Работа ведётся поэтапно:

 

Этап 1

Введение родителей в суть детской проектной деятельности. Знакомство с целями и задачами её организации.

Начинать разговор о проектной деятельности школьников нельзя, не обсудив  само понятие «проект» и его специфику.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:

1) организуем  знакомство и обсуждение   статьи Л.М. Клариной  «Что такое детский проект» (опубликованной в журнале «Игра и дети», №4 2006г.)

 

2)  знакомим  родителей  с     детскими (детско-взрослыми) проектами  прошлых лет разной направленности: игровыми, познавательно-поискового, исследовательского  характера, практико-ориентированными  проектами, мини-проектами  (с условным названием «Проекты Мастера»), проектами, связанными с искусством (музыкальными, художественно-изобразительными, литературно-художественными, театральными  и другими).

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?

на  родительских собраниях (беседа, видеоматериалы)

дистанционно (на блогах класса учитель рассказывает  о детских проектах, которые родились в рамках педагогического проекта; через интернет)

в процессе   презентаций  детских  проектных  работ с  непосредственным участием  детей:

— в классе

— в параллели

— на заседаниях круглых столов

— на фестивалях

во время работы  с аннотациями детских проектов  (на сайте Проектошка. РФ, через общешкольную базу аннотаций детских проектов, заявленных к участию на  Фестиваль  Узнайки и Умейки.

3) Обсуждаем  и  выясняем, какие цели и задачи образования и развития детей были достигнуты благодаря данным проектам, анализируем процесс их достижения.

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?

а) Творческая группа педагогов  проводит анализ:

рефлексивных сочинений родителей  детей-участников  и родителей  детей — слушателей, представленных  в виде писем через интернет почту, либо очно)

рефлексивных  работ  детей — слушателей (рисунки, записи, заполнение анкеты  слушателя)

рефлексивных работ детей-участников (заполнение анкеты участника, рисунки)

рефлексивных сочинений педагогов  (очная и заочная форма);

б) Составляется  план  работы с проектами и интересами детей.

4) Побуждаем родителей выявлять интересы своих детей: проводим анкетирование родителей.

 

Родители заполняют анкету, где рассказывают об интересах и увлечениях своих детей. На основе интересов ребенка и своих собственных родители вместе с детьми намечают замыслы детских (детско-взрослых) проектов. Приоритет при этом отдается интересам ребенка. В помощь этому этапу (замыслов) организуются заседания Круглых столов по обсуждению замыслов детских (детско-взрослых) проектов с участием родителей в качестве активных слушателей. Благодаря такому участию у детей и родителей появляется возможность ориентировки в  тематике намечаемых индивидуальных и групповых  проектов и координации  своих  действий. В лице родителей мы получаем   активных помощников, участвующих в работе  Клубов по интересам.

5) Проводим   работу по выявлению интересов детей в каждом классе.

КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?

Проводим анкетирование детей.

Организуем  игры «Почемучка», «Я хочу узнать…» «Мне интересно…»

Работаем с детьми на уроках

Работаем с детьми после уроков  (газеты, олимпиады, экскурсии, доклады,  конкурсы, праздники, викторины, творческие задания  и т. д.)

 

Этап 2

Зарождение замыслов детско-родительских проектов.

На основе интересов семьи  намечаются замыслы детских (детско-взрослых) проектов.

Заседания Круглых столов по обсуждению замыслов детских (детско-взрослых) проектов. Участие родителей.

 

Этап 3

Педагогическое сопровождение разработки и реализации детских (детско-взрослых) проектов.

Консультирование родителей и детей (родительские собрания, индивидуально, дистанционно).

Обращение к «Ориентирам по сопровождению детских проектов», разработанным  Л.М.Клариной.

Формы участия родителей в проектной деятельности учащихся.

Мы предлагаем родителям такие формы их  участия в проектной деятельности детей:

а) Мотивационная поддержка.

Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную  заинтересованность темой проекта.

б) Информационная  и техническая поддержка.

Родитель может оказать в случае необходимости помощь ребёнку в поиске  нужной информации (прочитать с ребёнком книгу, посетить выставку, библиотеку, посмотреть  видеоматериал, подготовить презентацию и  др.)

в) Организационная поддержка.

Родитель может  помочь распределить время ребёнка для подготовки проекта. Помочь подготовиться к  выступлению.

Родители  должны помогать образованию и развитию ребенка, осознанию, рефлексии им собственных действий,  но не выполнять при этом работу за него, а лишь  направлять ее.