Звукопроизношение. Профилактика нарушений.

Мы продолжаем говорить о основных речевых компонентах. Лексика и грамматика были затронуты ранее, сегодня наша речь о фонетике, а именно о неотъемлемой её части звукопроизношении.
Что же такое речь?
Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Речь: сенсорная (импрессивная) и моторная (экспрессивная).
В коре ГМ существует 2 речевых центра:
·         центр Брокка(моторный)
·         ЦентрВернике(сенсорный)

Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи.

Моторная (экспрессивная) речь — произнесение звуков речи самим человеком.
В ГМ человека информация  поступает по нервным волокнам от различных рецепторов, а из ГМ так же по нервным волокнам поступает органам артикуляции.
И если где то в пути возникает поломка, то информация искажается или вовсе отсутствует.
Каковы же причины искажений, а именно нарушений речи?

Существует две группы причин, приводящие к нарушениям речи (звукопроизношения):
внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние (эндогенные) причины
1.      Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта) общие заболевания, требующие лечения.
2.      Отягащенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
3.      Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности и т.д.

Внешние (экзогенные) причины
1.      Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу.
2.      Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
3.      Также влияет общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

Дислалия (от греческого dis – расстройство и lalia — речь)– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. В логопедии выделяют две формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения:
1.                 функциональную(сенсорнуя)
2.                 механическую (моторная).

К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Механическая дислалия появляется вследствие неправильного строения периферического аппарата: челюстей (прогнатия или прогения), зубов (неправильная расстановка, открытый прикус), неба (парез мягкого неба), дефекты языка (короткая подъязычная уздечка).

В основе акустико-фонематической дислалии лежит недостаточная несформированность фонематического слуха.
К форме артикуляторно-фонематической дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, замен и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляторной близости звуков.
Дефекты произношения при артикуляторной фонетической форме дислалииобусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, фонемы реализуются в неправильных вариантах (аллофонах). Для обозначения искаженного произношения звуков речи используются термины, которые образованы от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм:
ротоцизм – дефект произношения [р, р’];
ламбдацизм – [л, л’];
сигмацизм – свистящих и шипящих звуков;
йотацизм – йот; каппа-цизм – [к, к’];
гаммацизм – [г, г’];
хитизм – [х, х’].
Когда отмечается замена звука на другой, то в этом случае к названию дефекта прибавляется приставка пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

Первичная профилактика  

Первичная профилактика любой речевой патологии сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. А поскольку эти причины начинают действовать ещё задолго до рождения ребёнка, то данный вид профилактики начинается «издалека» и рассчитан на предупреждение не только дефектов звукопроизношения или иных речевых расстройств, но и любой другой патологии, связанной с внутриутробным повреждением плода.

 Вторичная профилактика 

Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не удалась и наруше­ние речи у ребёнка всё же возникло.
Суть её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии, то есть чтобы на почве уже имеющегося нарушения речи не возникли новые.
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе.
Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.
Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата, а именно
·         Развитие мелкой моторики рук;
·         Формирование речевого дыхания;
·         Упражнения для губ;
·         Упражнения для щёк;
·         Упражнения для языка. 

Более подробно эти упражнения можно посмотреть в разделе «РМ.Звукопроизношение.» (к этой теме).

Говоря о звукопроизношении невозможно не сказать о фонетических процессах, т. к. они  являются основными составляющими одного из 3х речевых компонента –фонетики.

Фонематический слух включает : 
1.      способность слышать есть данный звук в слове или нет;
2.      способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
3.      способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие включает: 
1.      умение определять линейную последовательность звуков в слове;
2.      умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
3.      осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонемный анализ включает: 
1.      выяснение порядка следования фонем в слове; установление различительной функции фонем;
2.      выделение основных  фонематических
3.      противопоставлений, свойственных    данному языку.

 Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени:
•      словарным запасом
•      грамматическим строем
•      тормозит развитие связной речи

При чтении типичны ошибки:
Ø   трудности слияния звуков в слоги и слова;
Ø   взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких – глухих);
Ø   побуквенное чтение;
Ø   искажение слоговой структуры слов;
Ø   слишком медленный темп чтения; Ø  нарушения понимания прочитанного.

 К недостаткам письма относятся:
Ø  замены букв, пропуски гласных;
Ø  пропуски согласных в их стечении;
Ø  слияние слов на письме;
Ø  раздельное написание частей одного слова;
Ø  пропуски, перестановки слогов;
Ø  орфографические ошибки.

 Этапы развития фонематического восприятия 
Как же помочь ребёнку с формированием фонематического восприятия?

Конечно же в игровой форме Игры, направленные на формирование фонематического восприятия, составлены с учётом этапов его развития.
Подробнее можно прочитать  в приложении «РМ. Фонематические процессы».

В заключении хочется отметить: «Только тесный союз учителя, учителя-логопеда, воспитателя и родителей дает прекрасный результат в обучении детей говорить и писать правильно».