Особенности речевого развития детей 6-7 лет

Сейчас очень много родителей, которые стремятся помочь своим детям прийти в школу хорошо подготовленными. Что же входит в понятие подготовка к школе? В чем трудность подготовки ребенка к школе? Общеречевая подготовка — развитие говорения — начинается с первого дня рождения ребенка и продолжается в течение всего дошкольного детства вплоть до поступления его в школу, где навыки устной речи совершенствуются до 12 – 15 лет. Для усвоения способов выразительной спонтанной неосознаваемой речи (интонации сообщения, вопроса; междометий, частиц; модальных слов, синонимов, антонимов и др.) следует, во — первых, дать возможность ребенку услышать, прочувствовать, пронаблюдать, как с помощью языка человек дает свою оценку действительности, как он выражает свой духовный мир, свои эмоции и чувства; во -вторых, создать условия для того, чтобы на уместно подобранные языковые средства выразительности речи ребенок сам откликался эмоциями, чувствами и упражнялся в выражении собственной оценки действительности. При усвоении выразительных средств речи язык служит инструментом развития эмоциональной сферы психики ребенка. Речь усваивается, если приобретаются способности:

— управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения;

— понимать лексические и грамматические значения;

— чувствовать выразительные оттенки лексических, грамматических, фонетических языковых значений;

— запоминать традицию сочетания языковых единиц в потоке речи, то есть усваивать норму литературной речи.

Кроме того, при усвоении письменной и совершенствовании устной речи младших школьников наблюдаются такие закономерности:

— письменная речь усваивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной;

— темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы обучаемого.

Таким образом, процесс усвоения письменной  речи в школе находится в прямой зависимости от дошкольной речевой подготовки. Естественное усвоение родного языка детьми дошкольного возраста протекает интенсивнее, чем в более поздних периодах развития и обучения. Грамматические значения ребенок усваивает в своей жизни дважды: о том, как это происходит, как руководить  воспитанием грамматически правильной речи —   В СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ (четверг, 26 января)

Общеречевая подготовка детей дошкольного возраста, кроме развития устной речи, самым непосредственным образом связана  и с развитием восприятия и понимания слышимой речи (аудирования), которые на протяжении всего дошкольного возраста, особенно в первые три года жизни ребенка, значительно опережают развитие навыков говорения и имеет огромное значение  в умственном развитии дошкольника. Соотнести слово с предметом, а словосочетание и предложение — с логическими отношениями, существующими в реальности, значит понять лексические и грамматические значения.

Об этапах и закономерностях развитие лексических навыков, о роли родителей в развитии этих навыков поговорим в одной из наших следующих встреч.  (Следите за сообщениями)

Речевая  подготовка  детей к школе —  многогранная работа  поэтому, чтобы ничего не упустить и осуществлять планомерное воздействие на  речевое развитие, мы вот так схематично  отобразили  все задачи развития речи детей дошкольного возраста.

 

Связная речь

В понятие « связная речь» в дошкольном детстве входит два компонента: развитии диалогической речи, т.е. умение вести беседу, умение общаться и, как следствие, иметь сформированные коммуникативные навыки. Поскольку жизнь учит ребенка, учат родители – дети, не всегда, конечно, верно, но общаются.

На эту тему будем с вами говорить на одной из встреч, про развитие диалога больше говорить не буду.

Большое беспокойство вызывает развитие монологической речи. Давайте определимся, что такое монолог: это 1)пересказ, 2) составление рассказа (устно и письменно — сочинение). Форм очень много, поэтому остановимся на пересказе.

Пересказ – это очень часто ответ на уроке. (Учил? Учил! Рассказывай!). И так, формы пересказа: 1) близко к тексту ( наиболее часто используемый); 2) краткий пересказ, т.е. ребенок  должен уметь отобрать только  те факты, которые передают основное содержание; 3) пересказ по ролям (из названия понятно, что такой пересказ очень похож на игру); 4)пересказ от лица героя; 5)творческий пересказ: а) пересказ с добавлениями описаний пейзажа, характера, б)пересказ с выражением своего отношения к героям литературного произведения.

Как научить ребенка пересказу?

1)  прочитать литературное произведение;

2)  задать вопросы по содержанию. Это трудно  для родителей и для детей, поэтому возьмите небольшие произведения, такие, чтобы дети и вы помнили, о чем надо говорить. Вопросы должны прослеживать порядок действий и событий в данном литературном произведении. Хорошим помощником в этом могут быть картинки с  последовательно развивающимся сюжетом.

3)  Правило: не перебивать по пустякам, не вдаваться в те подробности, которых не было или они не значительны для сюжета .

4)   Правило: если литературное произведение произвело очень сильное  впечатление, то пересказ может быть отсрочен. Так, например, сказки Пушкина.

5)  Когда ребенок научится хоть немного пересказывать, начинайте учить его составлять и запоминать план пересказа.

6)  Мотивация.

Если вы и ребенок прочитали текст, кому и зачем он будет пересказывать? Соседке, папе, вернувшемуся с работы, бабушке. Мотивация – это очень важно.