Овладение грамматическим строем речи (словоизменением, словообразованием, освоением разных типов предложений) оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Без овладения грамматикой невозможно речевое общение!
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым в книге – «Вопросы изучения детской речи»:
« Ребёнок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трём годам во всех её наиболее типичных проявлениях».
А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.
Этапы развития грамматического строя речи у детей:
1. На первых порах «слова-предложения» (дай, папа, на и т.д.)
2. К 2 годам – двухсловные предложения — четырёхсловные предложения.
Переход к предложению возможен при условии, если ребёнок накопил определённый запас слов.
3. В 5,5 лет ребёнок достигает наивысшей точки употребления простых распространённых предложений.
4. Детское словотворчество (словообразование) — показатель активного усвоения детьми грамматического строя речи (от 3,5 до 6 лет).
К. Чуковский «От 2 до 5».
(В книге К.Чуковского наглядно продемонстрировано, что же такое — детское словотворчество).
5. К концу дошкольного возраста (к 6 годам)- детское словообразование сближается с нормативным, снижается интенсивность словотворчества.
Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи:
1.«Один и много».
Упражнять детей в образовании множественного числа существительных.
(По картинкам или с помощью мяча).
Стол – столы — много столов и т.д.
2. « Назови ласково».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (мяч-мячик, книга-книжечка и т.д.).
3. « Посчитаем 1, 2, 5 ».
Развитие умения согласовывать существительные с числительными.
(Один карандаш, два карандаша, пять карандашей и т.д.).
4. «Скажи наоборот».
Работа над словами с противоположным значением (антонимы).
Например: грустный — весёлый, холодный – горячий и т.д.
5. « Он мой, она моя, оно моё».
Развитие умения в определении рода слов.
6. « Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
(Использование картинок).
Например: Чьи уши? – заячьи; чей халат? – мамин и т.д.
7. « Составь фразу»
(образование предложений из слов).
А) Придумай предложение, используя следующие слова: забавный щенок, спелая ягода и т.д.
Б) Слова перепутались. Попробуй расставить их на свои места. (Взрослый говорит: дымок, идёт, трубы, из и т.д.).
8. «Найди ошибку».
Послушай предложение и скажи, все ли в них верно.
Например: Зимой в саду расцвели яблони.
9. «Что имеется в виду?».
Тренировка на понимание переносного смысла.
Например: железный топор — железный человек; золотая стрела – золотые руки и т.д.
Рекомендуемая литература:
1. Е.М. Косинова. Грамматические тетради №1-4.
2. Е. М. Косинова. Лексические тетради №1-4.
3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет.
4 альбома.
4. А. Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей.
5. В.С. Володина. Альбом по развитию речи.
6. Т.А.Ткаченко. Лексико — грамматические представления. Формирование и развитие (логопедическая тетрадь).
7. Т.А.Ткаченко. Логопедические упражнения.
8. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям.