Особенности развития грамматического строя речи.

Овладение грамматическим строем речи (словоизменением, словообразованием, освоением разных типов предложений) оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Без овладения грамматикой невозможно речевое общение!

 

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым в книге – «Вопросы изучения детской речи»:

« Ребёнок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трём годам во всех её наиболее типичных проявлениях».

 

А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

 

Этапы развития грамматического строя речи у детей:

 

   1. На первых порах «слова-предложения» (дай, папа, на и т.д.)

   2.  К 2 годам – двухсловные предложения —  четырёхсловные предложения.

   Переход к предложению возможен при условии, если ребёнок накопил определённый запас слов.

3. В 5,5 лет  ребёнок достигает  наивысшей точки употребления простых распространённых предложений.

   4.  Детское словотворчество (словообразование)  —   показатель активного усвоения детьми грамматического строя речи (от 3,5 до 6 лет).

          К. Чуковский «От 2 до 5».

(В книге К.Чуковского наглядно продемонстрировано, что же такое  — детское словотворчество).

   5. К концу дошкольного возраста (к 6 годам)-  детское словообразование сближается с нормативным, снижается интенсивность словотворчества.

 

 

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи:

 

 1.«Один и много».
Упражнять детей в образовании множественного числа существительных.
(По картинкам или с помощью мяча).

Стол – столы — много столов и т.д.

2. « Назови ласково».

Образование существительных  с уменьшительно-ласкательным суффиксом (мяч-мячик, книга-книжечка и т.д.).

3. « Посчитаем 1, 2, 5 ».
Развитие умения согласовывать существительные с числительными.
(Один карандаш, два карандаша, пять карандашей и т.д.).

4. «Скажи наоборот».
Работа над словами с противоположным значением (антонимы).

Например: грустный — весёлый, холодный – горячий и т.д.

 

5.  « Он мой, она моя, оно моё».
Развитие умения в определении рода слов.

6. « Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
(Использование картинок).

Например: Чьи уши? – заячьи; чей халат? – мамин и т.д.

7. « Составь фразу»
          (образование предложений из слов).
А) Придумай предложение, используя следующие слова: забавный      щенок, спелая ягода и т.д.
Б) Слова перепутались. Попробуй расставить их на свои места. (Взрослый говорит: дымок, идёт, трубы, из и т.д.).

     

        8. «Найди ошибку».
Послушай предложение и скажи, все ли в них верно.
Например: Зимой в саду расцвели яблони.

        9. «Что имеется в виду?».
        Тренировка на понимание переносного смысла.
Например:  железный топор — железный человек; золотая стрела –   золотые руки и т.д.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Е.М. Косинова. Грамматические тетради №1-4.
2.  Е. М. Косинова. Лексические тетради №1-4.
3. Теремкова Н.Э.  Логопедические  домашние задания для детей 5-7 лет.
4 альбома.
4.  А. Г. Арушанова. Речь и речевое общение детей.
5. В.С. Володина. Альбом по развитию речи.

6. Т.А.Ткаченко. Лексико — грамматические представления. Формирование и развитие (логопедическая тетрадь).

7. Т.А.Ткаченко. Логопедические упражнения.

8. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям.