О риторике дополнительного образования

Прошли уже те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. Теперь само время диктует новые правила и требования, а в выигрыше оказывается та школа, которая с этим считается. Есть ли в Южном Бутово такие современные школы, готовность которых идти в ногу со временем определяется не будущем временем, а настоящим? Почему так важно, чтобы основное и дополнительное образование в школе были равноправными и взаимодополняющими друг друга элементами? Какая риторика дополнительного образования сегодня? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора ГБОУ Школы № 2009 по дополнительному образованию Трошина Ольга Анатольевна.

Каждый километр жизни школьника

должен быть насыщен образованием

Ольга Анатольевна, когда мы задались вопросом о поиске общеобразовательной школы, идущей в ногу со временем, то в первую очередь вспомнили именно про школу № 2009, которая на наших глазах за достаточно короткий период из безликой новостройки, открывшейся в декабре 2003 года, превратилась в узнаваемую школу. В чем секрет успеха и как школе удалось добиться таких результатов?
— Ответ прост: прислушиваясь к требованиям, продиктованным временем и к инициативам, исходящим от родителей и самих учащихся, школа постепенно формировала свой образ так, чтобы каждый километр жизни школьника был насыщен образованием. Сегодня действительно можно говорить о том, что одной из особо выделяемых особенностей нашей школы, оцененной и родителями, и учащимися, является система дополнительного образования, создающая возможности всестороннего развития школьников, но не единственным…

Почему именно дополнительное образование в школе стало настолько востребованным?
— Сегодня быть образованным, конкурентоспособным и востребованным, значит быть специалистом самого широкого профиля. Образованность человека стала определяться не столько овладением предметных знаний, сколько его всесторонним развитием как личности, легко ориентирующейся в современной системе ценностей, имеющей в своем арсенале выработанную способность к самообразованию, самосовершенствованию, к активной социальной адаптации в обществе.

Кто они — профессионалы XXI века?
— Это специалисты, легко понимающие разные профессиональные языки, кто может включаться в межпрофессиональное взаимодействие при решении сложных комплексных проблем. Поэтому перед школами и вузами сегодня должна стоять задача подготовки именно таких специалистов.

В школе должна измениться система образования?
— Образовательный процесс в современной школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое всестороннее развитие каждого учащегося. То есть школа должна стать территорией успеха для любого ученика, некой стартовой площадкой смешения формализованного базового образования и дополнительного неформального, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов учащихся, их социального и профессионального самоопределения. До тех пор, пока школьная система образования будет ориентироваться исключительно на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности учащихся, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода — недостижимой задачей. В этом и состоит ведущая роль дополнительного образования в школе, помогающей раннему самоопределению, дающей возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя и решая социально значимые задачи. Ценность дополнительного образования детей также состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, а также стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

То есть, основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга?
— Основное и дополнительное образование школьников должны быть равноправными и взаимодополняющими друг друга элементами, так как по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование просто обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие обучающегося во всем богатстве его запросов и интересов. Лишь в совокупности они ориентированы на высокий результат. Тем самым будет создаваться единое образовательное пространство, позволяющее детям развиваться не только интеллектуально, но и как личностям. При таком раскладе школа способна преодолеть сложившийся в развитии школьников интеллектуальный перекос и стать основой для того, чтобы дети успешно адаптировались в обществе.

Расскажите, с чего всё начиналось в школе № 2009?
— Формирующаяся инфраструктура строящегося микрорайона в Южном Бутово в 2003–2004 г. г. показала острую необходимость и значимость развития разных направлений в школьной системе дополнительного образования не только для её учащихся, но и для всех юных жителей микрорайона. В это время начал продуктивно формироваться спектр дополнительного образования, как учебно-воспитательный комплекс, формируя одну за другой направленности. Важно отметить, что его развитие и расширение происходило естественно, ставя перед администрацией новые цели и задачи, обусловленные в первую очередь потребностями детей и родителей, а также сложившемся микро-социумом, спектром направленностей деятельности ближайших к школе учреждений дополнительного образования детей и анализа возможностей сотрудничества с ними, и, естественно, наличием педагогических кадров и материально-техническими возможностями школы.

Что сегодня представляет собой блок дополнительного образования в вашем образовательном комплексе?
— Дополнительное образование на протяжении нескольких лет насчитывает более пятидесяти творческих объединений, работающих в физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, культурологической, естественнонаучной, социально-педагогической, научно-технической и военно-патриотической направленностях, а в этом году его география распространилась так же на все структурные подразделения нашего крупного образовательного комплекса ГБОУ СОШ № 2009.

Какая риторика дополнительного образования сегодня? Какие трудности возникли в её системе в связи с объединением школ в крупный образовательный комплекс?
— Прежде всего, это психологический фактор, вызванный у большинства людей страхом перед реорганизацией. К счастью, эту проблему нам всем удалось легко преодолеть, так как для всех сотрудников комплекса стала понятна перспектива дальнейшего развития школы. Что касается риторики, то традиция дополнительного образования в СП № 1 к моменту объединения была известна далеко за пределы стен школы. Важно отметить, что в каждом присоединившемся структурном подразделении также имелись свои замечательные традиции, в том числе в дополнительном образовании. Мы сейчас работаем над тем, чтобы расширенный спектр услуг дополнительного образования стал доступным для каждого юного жителя нашего района. Так в СП № 2 мы открыли новые направления, такие легкая атлетика, хоккей на траве, где занятия ведут мастера спорта. В СП № 3 коллектив «Радуга», отделение «Моцарт» и театральное отделение успешно влились в систему дополнительного образования комплекса, и далее продолжают работу в привычном режиме. Спектр услуг расширился и благодаря коллективу «Ювента» из школы № 1961. Малыши из дошкольных структурных подразделений тоже получили право участвовать в сфере дополнительного образования. У нас появилось своё школьное СМИ — это периодический печатный журнал «News school», который организовали юные журналисты из разных структурных подразделений и других школ нашего района, занимающиеся на курсе «Основы журналистики для школьников». Таким образом, именно интерес детей становится краеугольным камнем в построении системы дополнительного образования в нашей школе. А мы всегда рады откликнуться на любой запрос со стороны родителей и школьников. Но для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы во всем комплексе. Поэтому учителям очень важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. В данном случае основой для создания целостного образовательного пространства на уровне комплекса становится их взаимопомощь и совместные действия.
Например, какие?
— Возьмем для примера мероприятия, завоевавшие популярность у самих участников дополнительного образования и ставшие в нашем учебном заведении традиционными. Это проведение «Ярмарки дополнительного образования», которая состоялась 4 сентября, где педагоги представляли свои творческие объединения, кружки и секции, а посетители могли познакомиться с программами и условиями их работы, а также получить профессиональные консультации и сразу же записаться в кружки по интересам. При этом основными посетителями ярмарки были родители с детьми, которые не являются учащимися нашей школы. Это и показательные выступления ребят вначале на сцене школы, а затем и на площадках района, округа и города, их участие в проектной деятельности, конкурсах, выставках и конференциях, которые способствуют получению удовлетворения от собственной деятельности и создают положительный настрой быть успешным и в других видах деятельности. Это и педагогический практикум, который показал результативность симбиоза предметных дисциплин и кружков. Так, например, благодаря энтузиазму и слаженной работе учителей физкультуры тренеров и педагогов дополнительного образования, спортивное направление в школе приобрело массовую популярность и стало причиной зарождения идеи открытия Школьного Спортивного Клуба. Популяризация здорового образа жизни проходит рефреном через целый спектр различных мероприятий, начиная от Малых олимпийских игр в начальной школе, дворовых спортивных соревнований, веселых семейных стартов, соревнований допризывной молодежи, завершая участием учащихся в Президентских спортивных играх и состязаниях. Не удивительно, что школа заняла 2 место в рейтинге образовательных организаций ЮЗОУО ДО г. Москвы по результатам спортивно-массовых мероприятий оздоровительной работе по итогам 2013/2014 учебного года. Важно отметить особую роль учителей-тренеров в этом направлении, всецело отдающимся работе, отлично знающим способности своих учащихся и умеющим заинтересовать их игрой-соревнованием в таком ключе и под таким предлогом, чтобы результат приносил не только радость от самого участия, но и победу команде. Поверьте, это не ода педагогам дополнительного образования, работающим в нашей школе, а открытие истинного секрета успеха.

Чтобы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Не секрет, что каждому ребенку присущ какой-либо талант, особый интерес к какой-то науке или умение. Именно потому школьное время — это период больших возможностей, когда можно открывать и развивать в человеке природные таланты, что позволит ему превратиться в сильную личность в ходе дальнейшей жизни. Пусть каждый день, проведенный в школе, будет значим и ценен для каждого учащегося. А всем читателям хочется пожелать постоянного развития, упорства, терпения и сил для реализации задуманных проектов и идей.
Благодарим вас за интервью. Позвольте пожелать вам успеха в работе, а школе — процветания!
— Спасибо.